Часть 1
Очевидным является факт, что в конце XX в. в России произошла "революция" в методах и подходах преподавания иностранного языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению лексикой, чтению и литературному переводу. Это принципы "старой школы", которая (стоит отдать ей должное) все же приносила плоды, но какой ценой? Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Задания предлагались достаточно однообразные: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту. Иногда, ради необходимой смены деятельности, - сочинение или диктант, плюс фонетическая муштровка в качестве отдыха. Когда приоритеты отдавались чтению и работе над "топиками", реализовывалась только одна функция языка - информативная.
Сегодня в обществе изменились требования к знанию языка, вследствие чего задачи преподавателей значительно осложнились. Решить их эффективно возможно лишь на основе знания современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков.
Одним из популярных подходов является коммуникативный.
В чем же заключается главный принцип коммуникативного похода, так широко используемого в ведущих языковых школах всего мира? Как следует из названия, большая роль в нем отводится практике общения. Главная цель этого подхода - преодоление языкового барьера, избавление человека от боязни говорить на чужом языке, и одновременное развитие всех языковых навыков: от устной и письменной речи до чтения и аудирования (восприятия речи на слух). Грамматика изучается в процессе общения на языке: студент сначала осваивает и запоминает слова, выражения, языковые формулы, и только потом начинает разбирать, что они из себя представляют в смысле грамматики.
На занятиях, где применяется коммуникативный поход вы не встретите механических воспроизводящих упражнений: вместо них активно используются игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сопоставления и сравнения, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Всё это позволяет создать англоязычную среду, в которой должны "жить" студенты: читать, общаться, излагать свои мысли. В этом случае изучение языка тесно переплетено с ознакомлением с культурными особенностями страны, что делает занятия более интересными и расширяет кругозор студентов.
Тем не менее, важно отметить, что в изучении языка чудес не бывает. Любой метод, подход должен подкрепляться регулярными занятиями, желанием выучить язык и верой в успех.
Часть 2
Коммуникативный подход в настоящее время широко распространен во всем мире, и является одним из главных методов обучения иностранным языкам. Его основная цель — это научить свободно общаться на языке, адекватно вести себя в различных ситуациях общения. То есть главное в этом подходе — это взаимодействие во время общения и достижение коммуникативной цели.
Это ключевой момент, который во многом определяет то, как строится процесс обучения. На занятиях в рамках коммуникативного подхода часто используется следующее:
- моделируются ситуации общения, максимально приближенные к реальным, такие как сориентироваться в аэропорту, забронировать номер в гостинице, снять квартиру, сделать заказ в кафе, и так далее;
- широко применяются разнообразные аутентичные материалы, такие как статьи из газет и журналов, видео-лекции, отрывки из фильмов, рекламные ролики, и многое другое;
- активно используется работа в парах и группах: дискуссии, совместное выполнение упражнений, игры, проекты;
- большое внимание уделяется знакомству с историей и культурой стран изучаемого языка;
- общение ведется преимущественно на изучаемом языке, применение родного языка учащихся не приветствуется, и по возможности минимизируется;
- важной задачей учителя является не передавать знания и исправлять ошибки, а скорее, направлять учащихся и помогать им, а также создавать условия для общения.
Статья основана на материалах: Евтюкова О. П., Бачурина Н. Д. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО.